Автоматизация весового учета
Автоматизация весового учета позволяет значительно уменьшить влияние так называемого «человеческого фактора» в операциях взвешивания и учета. Кроме того значительно ускорить выполнение операций взвешивания и регистрации результатов в базе данных.
В зависимости от бизнес-процессов предприятия, функциональность АРМов (автоматизированных рабочих мест) может различаться. Также могт различаться технические решения — на одних участках для выбора продукции и тары целесообразно использовать сенсорные мониторы, для других выбор продукции, тары и других параметров выбирается с помощью сканера штриховых кодов. В самых бюджетных решениях выбор параметров осуществляется с помощью мыши или клавиатуры. Но необходимо учитывать, что управление с помощью мыши и клавиатуры снижает значительно скорость работы сотрудника.
Самый эффективный и универсальный вариант — это терминал сбора данных (ТСД). Это мобильное решение, оснащенное и сканером штриховых кодов, и сенсорным экраном.
Важно учитывать, что при автоматизации учета результатов взвешивания остается преемственность первичных бумажных документов. Именно эти документы являются основой учета и подтверждением перемещения и переборки продукции. Для печати могут использоваться несколько видов принтеров: принтеры этикеток, принтеры чеков, офисный лазерный принтер. Документы могут быть в различном виде и формате: стикер-наклейка, бирка, квитанция, талон, расходный ордер, акт или пропуск.
Обязательным является штриховой код документа. Применение штрихового кода позволяет автоматизировать обработку этих документов и значительно ускорить работу.
При автоматизации учета взвешивания весы подключаются к компьютеру через следующие интерфейсы: RS-232, RS-485, Ethernet, Wi-Fi. Результаты взвешивания поступают в специальную программу обработки — весовой сервер.
- ПК с учетной программой.
- Весовой индикатор фасовочных весов.
- Весовой индикатор платформенных весов.
- Фасовочные весы.
- Платформенные весы.
- Принтер этикеток (принтер чеков).
- Сканер штрих-кода.
Автоматизированные места создаются для различных весов: железнодорожных, автомобильных, платформенных, товарных, фасовочных, счетных и торговых.
Для железнодорожных весов АРМ весовщика, в зависимости от особенностей бизнес-процессов предприятия, предусматривает два или три взвешивания. На некоторых предприятиях, например, на металлоперерабатывающих — вагоны взвешиваются три раза. Первый раз с металлоломом, затем после разгрузки, затем после полной очистки. Для контроля очистки вагона применяется система видеонаблюдения, которую желательно связывать с весами. В этом случае в системе видеоконтроля фиксируются показания весов.
Для автомобильных весов АРМ весовщика может работать как с одной платформой, так и с двумя. По одной — транспортное средство принимается, по второй — отпускается с предприятия. Необходимо учитывать, что при использовании двух весов может быть расхождение в пределах двойного допуска — одни весы могут быть в плюс допуск, вторые в минус допуск.
При значительном потоке транспортных средств или при пиковых нагрузках, например, на элеваторах в сезон приемки продукции, имеет смысл использовать «убийцу очередей» из опыта торговли. Предварительный ввод данных выполняет охранник, он заносит в систему данные водителя, номер транспортного средства и выдает талон-пропуск со штриховым кодом. На весовой водителю требуется только предъявить этот талон для сканирования — система автоматически зафиксирует вес автомобиля и создаст документ первого взвешивания (со штриховым кодом). Этот документ сканируется на бункере разгрузки и подтверждает разгрузку автомобиля в системе.